В Экспедиция

Сегодня в поле зрения археологов все чаще оказываются не только пласты глубокой древности, но и культурные слои сравнительно недавних времен: девятнадцатого и даже двадцатого веков. То есть периодов отечественной промышленной революции, а потом и активной индустриализации. Важной составляющей этих процессов является и создание транспортной инфраструктуры.

В прошлом году команда специалистов Фонда научного краеведения Липецкой области принимала участие в раскопках исторического квартала Перми неподалеку от местного объекта культурного наследия – трамвайного депо. Так оно выглядело в начале прошлого века. В момент строительства.

Территория вокруг этого памятника пока ждет своих исследователей, но необходимо подчеркнуть, что история изучения таких объектов началась в Советском Союзе еще в двадцатые годы прошлого века. Тогда промышленная археология заглядывала в век семнадцатый – изучались стеклозаводы той эпохи. Сейчас объекты ее интересов значительно «помолодели». Касается это не только нашей страны. В 1994 году в список культурного наследия ЮНЕСКО был включен отслужившей свой век металлургический завод в Фёльклингене (Германия). Липецкий завод «Свободный Сокол» моложе, но производил чугун в ту же эпоху.

Фотография с сайта: ltk.svsokol.ru

Следует отметить, что предметом изучения промышленной археологии могут являться не только сооружения, но и движимые объекты: технологическое оборудование и транспортные средства.

Эта теплушка и в двадцать первом веке продолжила свою трудовую деятельность на заводе «Свободный сокол». Табличка на раме – свидетельство о рождении.

Дата рождения– 1913. Место рождения – Сормовская вагоностроительная мануфактура. Трудно представить, через что пришлось пройти этому ветерану отечественного вагоностроения. Он пережил Первую Мировую, Гражданскую, а затем и Великую Отечественную.

Ровесница теплушке — эта цистерна. Возможно, не без ее участия делались миллионы на бакинской нефти.

Так, закрытые территории заводов зачастую становятся своего рода техническими заповедниками. Старые цистерны используются в таких местах в качестве хранилищ для отработанного мазута, а такую платформу можно переоборудовать под снегоуборочную машину.

Больше века назад первые сокольские металлурги проходили под этой аркой, направляясь в доменный цех.

Вопросы охраны таких сооружений решаются, но не везде. В Воронеже в помещениях бывшей винной монополии обустроили арт-пространство.

Аналогичным путем пошли в Перми, превратив старый завод в культурно-рекреационную площадку.

А вот комплексу промышленных сооружений в районе улицы Игнатьева в Липецке так не повезло. В конце 19 века здесь открыли винную монополию, а в 1902 году построили рядом кирпичный завод. В советское время на данной территории размещалась секретная немецкая авиашкола. Одним из последних архитектурных свидетельств тех событий было это здание. Сегодня его можно увидеть только на фотографии.