В Экспедиция

Кто не слышал о затонувших в Карибском море испанских галеонах или о торговых судах, скрытых в толще вод Финского залива? Изучением таких артефактов занимается подводная археология. Обратите внимание — именно подводная, а не морская. Дело в том, что в сфере ее интересов находятся не только акватории морей и океанов. Возьмем хотя бы… Центральное Черноземье.

Эти обломки были обнаружены и сняты на подводную камеру на дне Воронежского водохранилища местным дайвером Владимиром Враговым и его единомышленниками.

Место это находится между Вогрэсовским мостом и Адмиралтейской набережной, той самой, возле которой когда-то находились Воронежские верфи, а ныне, у парапета которой пришвартована копия первого линейного корабля Российского военного флота Гото Предестинации («Божье провидение»).

Такое обстоятельство послужило основанием для первой версии – обнаружен корабль Петровской эпохи! Его могло вымыть из ила в результате работы земснаряда. Однако более тщательный анализ затопленной конструкции заставил исследователей предположить, что это судно середины 19 века.

Так получается, что такое судно не вправе называться археологической находкой? Отнюдь. Ведь согласно Конвенции ЮНЕСКО от 2.11.2001 «Об охране подводного культурного наследия» культурным наследием должны признаваться все затонувшие объекты возрастом более 100 лет.

А это уже другая река нашего региона. Дон. Окрестности воронежского села Верхний Мамон.

Под водой танк КВ-1 оказался в декабре сорок второго. С тех пор не минуло сто лет. Однако подводная археология занимается и памятниками военной истории. Теми, что оказались под водой в ходе боевых действий. В том числе и сравнительно недавних.

Ну а если отправиться еще дальше — в глубину веков? В XVI – XVII веках река Дон превращается в одну из главных магистралей южного направления. Данков, а затем и Лебедянь становятся торговыми центрами, из которых товары на плоскодонных судах отправлялись в сторону Азова. Все ли они благополучно добрались до пункта назначения?…